Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
I. Цели программы:
· Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
· Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
· Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
· Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития села Муслюмово, Кунашакского района, Муслюмовской средней школы.
2. Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей села Муслюмово.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.
7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
II. Обоснование значимости программы.
Школьный музей Муслюмовской средней школы, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные им экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Ш. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Профиль школьного музея. Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.
Школьный музей Муслюмовской средней школы был создан ещё в старой школе в 90-ые годы прошлого века как музей Боевой славы. Были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, о воинах-интернационалистах, оформлены стенды в музее и в рекреации. Затем получил распространение другой профиль – этнографический, который проходил под девизом «возрождения народных традиций». С 2006 года было решено сохранить два предыдущих направления и еще добавить два - создание истории родного села и истории школы.
Основные направления деятельности школьного музея Чойской средней школы:
История села п. Муслюмово.
История Великой Отечественной войны.
История Муслюмовской средней школы.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
· Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
· Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
· Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
· Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
· Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
· Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
· Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
· Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Основные виды деятельности школьного музея:
Оформительская работа
Методическая работа
Исследовательская деятельность учащихся
Просветительская деятельность
Поисковая деятельность
Основные виды деятельности музея
· Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
· Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
· Проведение экскурсионной работы в музее;
· Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в НОУ, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района, республики.
· Оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
г) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
· Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
г) сотрудничество с районной газетой;
д) выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 4 года (2012-1016гг.)
Участники программы. Совет школьного музея, поисковый отряд создан на базе класса, классным руководителем которого я являюсь. Возраст – 9 – 15 лет.
IV. Рабочий план реализации Программы.
№ |
Направление деятельности |
Сроки исполнения |
1. |
Организационная работа. - Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; -Создание или обновление состава Совета музея, поискового отряда; - Регистрация поступающих экспонатов; - Создание архива музея в электронном варианте; - Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п. - Составление и утверждение календарного плана работы музея. |
С 2012 г.
Ежегодно
|
2. |
Поисковая работа. - Работа в районном архиве. - Работа в районной библиотеке. - Работа в районном отделе ЗАГС. - Работа с документами в сельской администрации. - Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. - Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет. |
Ежегодно |
3. |
Оформление экспозиций и разделов музея. 1. Летопись Великой Отечественной. - «Герои Советского Союза – наши земляки» - Герои Великой Отечественной войны – наши односельчане» - «Воины – интернационалисты» - «Города – герои» - «Полководцы Великой Отечественной» 2. История Муслюмовской школы: - Альбомы по истории школы - Выпускники школы - Выпускник школы Шахов Р. - Летопись школы: праздники и будни. - Школьная форма, пионерская атрибутика - История пришкольного интерната. - История школы в лицах: учителя, ученики. - Классные летописи 3. История села: - Интерьер сельского дома, домашняя утварь, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства - Старинные деньги - История села п.Муслюмово Кунашакского района - История Муслюмовского совхоза - История сел Муслюмовской сельской администрации - История памятников и обелисков - История семьи – «Моя родословная» |
2012 – 2013г.г
2013 -2014г.г.
2014 -2015г.г. |
4. |
Просветительская работа. 1. Проведение экскурсий и бесед по темам: - История школы - Летопись Великой отечественной войны - Воины - интернационалисты - Русская изба - Старинные деньги 2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - вечер встречи выпускников - День согласия и примирения - День Конституции - День воина – интернационалиста - День победы - Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны - Конференция НОУ - краеведческие форумы, конкурсы экскурсоводов - конкурсы исследовательских работ 3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея. 4. сотрудничество со школьными музеями других средних школ. |
Ежегодно По заявкам
Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно
Ежегодно |
5. |
Исследовательская деятельность учащихся. 1. Подготовка и написание докладов и рефератов по темам: - Страницы истории села п.Муслюмово Шакамлов Руди . - История д. Султаново Мишарина Катя. - Социальный проект «История Муслюмовской школы». Мещерякова Саша - Из истории пришкольного интерната. - Летопись Великой Отечественной. Антонова И. -История жизни Гильмановой Евгении Фёдоровны – Шакамалов Руди
|
2013-2014г.г.
2012г. |
6. |
Переписка музея: 1. С выпускниками школы 2. С другими музеями |
По мере необходимости. |
7. |
Методическая работа. 2. Создание методических рекомендаций: - Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала. - Тематика классных часов по материалам школьного музея. 3. Выступление на РМО «Исследовательская деятельность учащихся». 4. Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея: - История Кунашакского района. - История села Муслюмово - История д. Султаново - История школы. - История пришкольного интерната в старой школе - Школьный музей. - Социальный проект «История школы» - Летопись Великой Отечественной войны. - Моя семья. |
Ежегодно |
V. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Урала.
VI. Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Список приложений к программе:
1. Положение о школьном музее Муслюмовской общеобразовательной школы.
2. Интерьер музея.
3. Программа
4. Список презентаций PowerPoint.
5. Учебно-исследовательская деятельность (выступление на РМО учителей истории)
6. Результаты участия музея в краеведческих форумах, конкурсах и других массовых мероприятиях.
7. Викторина «Знаешь ли ты историю своего села и района?»
8. Программа научной конференции учащихся «Моя малая Родина».
9. CD «Архив музея».
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
6. Составление картотеки музейных предметов.
7. Создание условий для хранения экспонатов.
Поисковая научно-исследовательская работа
1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.
2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.
3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
6.Создание видео- и мультимедийных творческих проектов.
7. Результаты исследований представлять на районные конференции.
Экскурсионно-просветительская работа
1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, другими интересными людьми.
4. Дни открытых дверей.
5. Творческие отчеты.
6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
Творческая работа
1. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
2. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
3. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района.
Организационная работа
1. Создание актива музея.
2. Планирование работы музея
3. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.
Методическая и консультативная работа
1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.
2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
3.Постоянное пополнение тематических папок с материалами.
О музейных экспонатах периода Великой Отечественной войны, находящихся в музеях образовательных организаций Челябинской области
Муниципальное образование МБОУ «СОШ п. Муслюмово ж.д. станции»
№ |
Наименование экспоната |
Образовательная организация |
Краткое описание экспоната |
Контактные данные руководителя музея: Ф.И.О., телефон, e-mail |
1 |
Германский стальной шлем образца 1935 года (М35) |
МБОУ «СОШ п. Муслюмово ж.д.ст.» |
Датировка: начало 30-х годов 20 века Материал: металл – сталь Техника: станочная обработка, штамповка с помощью пресса, обрезка листа Размер: 15/22 мм: размер 66 Описание: стальной шлем 66 размера, форма краёв закруглённая и сглаженная, упрощённая версия его непосредственных рожков для теперь ненужной лобовой пластины. С обеих сторон шлема проштампованы вентиляционные отверстия втулкой с уплотнительным кольцом. Клейма, марки: С двух сторон есть отверстия для закрепления подшлемника, спереди одно и сзади два вентиляционных отверстий. С левой стороны еле заметен декаль - красный щит с чёрной свастикой в белом круге. Сохранность: Утрата затылочной части шлема, вмятины на лобной части, с левой стороны след от пули, трещины и вмятины на теменной области, местами покрыт ржавчиной. Легенда: Шлем принадлежал фронтовику Великой Отечественной войны Мифтахову Заиндину Бадретдиновичу ( привёз с войны, хранился в семье, затем был предан школьному музею). |
Шакамалова Гульнара Сулеймановна
89514326682
e-mail: gshakamalova@mail.ru |
Ответственный за предоставленную информацию:
Шакамалова Гульнара Сулеймановна
Учитель начальных классов,
89514326682