Народ, не знающий своего прошлого,

                                                              не имеет права на будущее.

                                                                                                                   

                                                                                               А.С. Пушкин

  

 Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
         Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать  историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

 

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

 I. Цели программы:

·        Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.

·          Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

·          Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

·        Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:

1.       Изучить историю возникновения и развития села Муслюмово, Кунашакского района, Муслюмовской средней школы.

2.       Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей села Муслюмово.

3.       Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

4.       Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

5.       Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6.       Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.

7.       На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

8.     Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

 II. Обоснование значимости программы.

Школьный музей Муслюмовской средней школы, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры,  родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, музей  выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные им экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между  школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Ш. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы  школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Профиль школьного музея. Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.

Школьный музей Муслюмовской средней школы был создан ещё в старой школе в 90-ые годы прошлого века как музей Боевой славы. Были собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, о воинах-интернационалистах, оформлены стенды в музее и в рекреации. Затем  получил распространение другой профиль – этнографический, который проходил под девизом «возрождения народных традиций». С 2006 года  было решено  сохранить два предыдущих направления  и еще добавить два   -   создание истории родного села и истории школы.

Основные направления деятельности школьного музея Чойской средней школы:

 

 

 

История села п. Муслюмово.

 

 

История Великой Отечественной войны.

 

 

История Муслюмовской средней школы.

 

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

·         Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

·         Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

·         Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

·         Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;

·         Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

·          Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

·         Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

·         Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

 Основные виды деятельности школьного музея:

 

Оформительская   работа

 

  

Методическая работа

 

 

Исследовательская деятельность учащихся

 

  

Просветительская деятельность

 

  

Поисковая деятельность

 

Основные виды деятельности музея

 

 

·        Организация поисковой деятельности:

-  Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села.

-  Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.

-  Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

-  Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

-  Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

·        Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

·        Проведение экскурсионной работы в музее;

·        Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в НОУ, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района, республики.

·        Оформительская работа:

а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

г) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

·        Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

б) организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

в) участие в областных, районных конкурсах сочинений,  краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

г) сотрудничество с районной  газетой;

д) выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят  педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.

 

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 4 года (2012-1016гг.)

Участники программы. Совет школьного музея, поисковый отряд создан на базе класса, классным руководителем которого я являюсь. Возраст – 9 – 15 лет.

 

 

 

 

IV. Рабочий план реализации Программы.

 

Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

-Создание или обновление состава Совета музея, поискового отряда;

- Регистрация поступающих экспонатов;

- Создание архива музея в электронном варианте;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

С 2012 г.

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

2.

Поисковая работа.

- Работа в районном  архиве.

- Работа в районной библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в сельской администрации.

- Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет.

Ежегодно

3.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной.

- «Герои Советского Союза – наши земляки»

- Герои Великой Отечественной войны – наши односельчане»

- «Воины – интернационалисты»

- «Города – герои»

- «Полководцы Великой Отечественной»

2. История Муслюмовской школы:

- Альбомы по истории школы

- Выпускники школы

- Выпускник школы Шахов Р.

- Летопись школы: праздники и будни.

- Школьная форма, пионерская атрибутика

- История пришкольного интерната.

- История школы в лицах: учителя, ученики.

- Классные летописи

3. История села:

- Интерьер сельского дома, домашняя утварь, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства

- Старинные деньги

- История села п.Муслюмово Кунашакского района

- История Муслюмовского совхоза

- История сел Муслюмовской сельской администрации

- История памятников и обелисков

- История семьи – «Моя родословная»

 

 

2012 – 2013г.г

 

 

 

 

 

 

2013 -2014г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 -2015г.г.

4.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись Великой отечественной войны

- Воины - интернационалисты

- Русская изба

- Старинные деньги

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- вечер встречи выпускников

- День согласия и примирения

- День Конституции

- День воина – интернационалиста

- День победы

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны

- Конференция НОУ

- краеведческие форумы, конкурсы экскурсоводов

- конкурсы исследовательских работ

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

4. сотрудничество со школьными музеями  других средних школ.

Ежегодно

По заявкам

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

 

 

Ежегодно

5.

Исследовательская деятельность учащихся.

1.     Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- Страницы истории села п.Муслюмово Шакамлов Руди .

- История д. Султаново Мишарина Катя.

- Социальный проект «История Муслюмовской школы». Мещерякова Саша

     - Из истории пришкольного интерната.

- Летопись Великой Отечественной. Антонова И.

 -История жизни Гильмановой Евгении Фёдоровны – Шакамалов Руди

 

 

 

 

2013-2014г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

6.

Переписка музея:

1.     С выпускниками школы

 2. С другими музеями

По мере необходимости.

7.

Методическая работа.

2.     Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала.

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

3.     Выступление на РМО «Исследовательская деятельность учащихся».

4.     Создание презентаций  PowerPoint  по материалам архива музея:

- История Кунашакского района.

- История села Муслюмово

- История д. Султаново

- История школы.

- История пришкольного интерната в старой школе

- Школьный музей.

- Социальный проект «История школы»

- Летопись Великой Отечественной войны.

- Моя семья.

 

Ежегодно

V. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

 

 

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
         Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
   Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Урала.

 

VI. Оценка результатов.

 

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.

Список приложений к программе: 

1.     Положение о школьном музее Муслюмовской общеобразовательной школы.

2.     Интерьер музея.

3.     Программа

4.     Список презентаций PowerPoint.

5.     Учебно-исследовательская деятельность (выступление на РМО учителей истории)

6.     Результаты участия музея в краеведческих форумах, конкурсах и других массовых мероприятиях.

7.     Викторина «Знаешь ли ты историю своего села и района?»

8.     Программа научной конференции учащихся «Моя малая Родина».

9.      CD «Архив музея».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом   

 

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.

4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.

6. Составление картотеки музейных предметов.

7. Создание условий для хранения экспонатов.

 

Поисковая научно-исследовательская работа

        

1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.

2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.

3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.

        6.Создание видео- и мультимедийных творческих проектов.

7. Результаты исследований представлять на районные конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсионно-просветительская работа    

 

1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

 

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, другими интересными людьми.

4. Дни открытых дверей.

5. Творческие отчеты.

6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

 

Творческая работа

 

1. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.

2. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.

3. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная работа

1. Создание актива музея.

2. Планирование работы музея                

         3. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.

 

 

 

Методическая и консультативная работа  

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

       3.Постоянное пополнение тематических папок с материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 О музейных экспонатах периода Великой Отечественной войны, находящихся в музеях образовательных организаций Челябинской области

 

Муниципальное образование МБОУ «СОШ п. Муслюмово ж.д. станции»

 

Наименование экспоната

Образовательная организация

Краткое описание экспоната

Контактные данные руководителя музея: Ф.И.О., телефон, e-mail

1

Германский стальной шлем образца 1935 года (М35)

МБОУ «СОШ п. Муслюмово ж.д.ст.»

Датировка: начало 30-х годов 20 века

Материал: металл – сталь

Техника: станочная обработка, штамповка с помощью пресса, обрезка листа

Размер: 15/22 мм: размер 66

Описание: стальной шлем 66 размера, форма краёв закруглённая и сглаженная, упрощённая версия его непосредственных рожков для теперь ненужной лобовой пластины. С обеих сторон шлема проштампованы вентиляционные отверстия втулкой с уплотнительным кольцом.

Клейма, марки: С двух сторон есть отверстия для закрепления подшлемника, спереди одно и  сзади два вентиляционных отверстий. С левой стороны еле заметен декаль - красный щит с чёрной свастикой в белом круге.

Сохранность: Утрата затылочной части шлема, вмятины на лобной части, с левой стороны след от пули, трещины и вмятины на теменной области, местами покрыт ржавчиной.

Легенда: Шлем принадлежал фронтовику Великой Отечественной войны Мифтахову Заиндину Бадретдиновичу ( привёз с войны, хранился в семье, затем был предан школьному музею).

Шакамалова Гульнара Сулеймановна

 

89514326682

 

e-mail: gshakamalova@mail.ru

 

 

 

Ответственный за предоставленную информацию:

Шакамалова Гульнара Сулеймановна

Учитель начальных классов,

89514326682