Музейный проект

 

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа посёлка Муслюмово железнодорожной станции"

Мы рады видеть Вас на нашем сайте!

Музейный проект

 

 

 

                                 

Музейный проект

школьного историко-краеведческого музея «Надежда»

МБОУ «СОШ посёлка Муслюмово ж.д. станции»

Введение

    Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.

         Проект будет выполняться  МБОУ СОШ «п. Муслюмово ж.д.ст.». Проект необходим для нашего сообщества в целом.

        Школьный музей истории родного края рассчитан на детей.  Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

       Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

       Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

      Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели  проекта:

1.    Сохранение исторической памяти и наследия;

  • ·        Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной слободе; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.
  • Воспитание Гражданина.

2.   Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3.   Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4.    Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5.   Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

3. Основные  задачи программы-проекта:

1.Через краеведческий материал,  изучаемый, с учащимися будет осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району, своему поселку Муслюмово.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

  • интерес к историческим знаниям;
  • интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;
  • чувство уважения, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с  исторических судеб народа родного края с историей своей страны.
  • Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края.
  • С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, своего класса.
  • Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий.
  • Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

    Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

4. Опыт работы и возможности  проекта.

      Школа имеет определенный опыт по работе сбора материала из архивных данных, не раз обращались  в районный архив района, в отдел краеведения в районную библиотеку.

        Сохранились письма воспоминания ветеранов войны и тыла района, города, села.  

Проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Школьники школы вместе с учителями присутствовали на этой встрече.

      В школьном архиве сохранились письма пионеров  из переписки с  ветеранами.

     В школьном музее находится  карта боевого пути 4-й гвардейской танковой армии, которую подарил член  4-й гвардейской армии Жанахов, собран материал о ветеранах этой дивизии.

        На протяжении многих лет  школьники  средней школы поддерживают тесные связи с ветеранами войны и тыла поселка Муслюмово ж.д. станции. Были проведены    встречи с ветеранами поселка.       

                  

5. Обоснование необходимости проекта.

       Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло. Он необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

  • Цели и задачи проекта.

     Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1.   Сохранение исторической памяти и наследия.

2.   Расширение  музея.

3.   Определение направления музея.

4.   Пополнение и обновление экспозиций музея.

5.   Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6.   Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

7.   Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8.    Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9.   Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

  • Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Основные стратегии:

1.   Создание или обновление поисковой группы музея.

2.   Изучение краеведческой литературы.

3.   Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4.   Создание экспозиций, разделов музея.

5.   Оформление интерьера музея.

6.   Создание совета и актива музея.

7.   Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8.   Организация группы экскурсоводов.

9.   Открытие историко-краеведческого кружка «Ветерок».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Ветеран»

12. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

13. Создание кинолетописи проекта.

14. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

 

Для реализации проекта «Музей истории родного края» в воспитании и формировании личности учащихся,

                во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей. Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями.

Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю.

         Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Бо­лее 5 лет в школе работает кру­жок юных краеведов - ис­то­ри­ков «Ветерок» под руководством Шакамаловой Гульнары Сулеймановны. В дни под­го­тов­ки 5 - ле­тия шко­лы на ба­зе ис­то­ри­чес­ко­го круж­ка на­ча­лась ра­бо­та по по­ис­ку ма­те­ри­а­лов по ис­то­рии старой шко­лы. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие шко­лы тес­но свя­за­но с прош­лым и нас­то­я­щим поселка Муслюмово ж.д. станции, поэ­то­му, од­нов­ре­мен­но шло изу­че­ние ис­то­рии мик­ро­ра­йо­на. Ра­бо­ту на­ча­ли с изу­че­ния кра­е­вед­чес­кой ли­те­ра­ту­ры. За­тем был ус­та­нов­лен кон­такт с архивом района, с районным Советом ветеранов. 

 

        Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. Руководитель музея  Шакамалова Гульнара Сулеймановна , учитель истории Мухаметьяров Рамиль Ягафарович, Жаппарова Фавзия Мухаматовна учитель географии. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители,  Таким образом, имеются и объект, и субъект проекта.

       В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.) Краткий рассказ о нем. 

 На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

      Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея.

      С целью управления, научного планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся.

    Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий.

     Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются  активными участниками всех этих процессов.  Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят  этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и  классными руководителями отслеживают работу учащихся,  помогают советами, направляют их в нужное русло.

  • Рабочий план реализации проекта

1.Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.

2.Открытие историко-краеведческого кружка «Ветерок». Введение операции «Поиск».

3.Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

1.  Ода Великой победе.

2.  Воины – интернационалисты посёлка Муслюмово ж.д. станции.

3.     Мы из сороковых (история школы).

4.     Моё родное Муслюмово.

5.  Моя малая Родина.

6.  Поклонимся великим тем годам.

4.Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Курсы для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение брейн-ринга «Лучший знаток истории родного края»,

5.Конкурс среди 9 -11 классов «Дорогами Победы», викторина «Челябинская область в годы войны».

6.Введение операции «Ветеран».  Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Ветеран».

7.Проведение конкурса «Неиссякаемый родник».

8.Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни». «Моя семья в годы ВОВ».

9.Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество школы  и семьи в воспитании и формировании Гражданина».

10.Создание кинолетописи проекта.

  • Конкретные ожидаемые результаты.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

 В МБОУ «СОШ п. Муслюмово ж.д. ст.»  достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями.

  • Механизм оценки результатов.

Результаты  проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться, и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

  • Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться, и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело  воспитания и формирования личности на основе музея родного края.

 

Организация поисково-исследовательской и научной работы

       Поисковая работа в музее истории поселка Муслюмово

       1 – изучение истории и культуры родного края

       2 – изучение истории школы

       3 – наши выпускники

       4 -  жители поселка Муслюмово

       5-   ветераны войны и тыла  поселка Муслюмово в годы войны

       6  - ветераны педагогического труда, участники войны и тыла

        7 – изучение истории учреждений поселка Муслюмово

        8 – будни современной школы

        9-  знатные люди села, города, района.

       В результате разносторонней работы был накоплен богатый исторический материал (документы, экспонаты). 

Члены Совета музея организовывали поисковую работу, в эту работу включались и учителя, и родители. Кто-то принес старинную  домашнюю утварь, кто-то украшения, домашнюю скатерть, старинный рушник, немецкую каску, самовар, различную посуду. Учащиеся записывали воспоминания старожилов поселка. 

 

Особо отметим поисково-исследовательскую работу, посвященную Великой Отечественной войне.

    Каждый 1418 дней Великой Отечественной войны  до краев был насыщен подвигами. Вся работа музея направлена на воспитание у учащихся чувства сопричастности к подвигам, ныне уже отдаленным во времени, но близким сердцу каждого человека, высокого сознания личной ответственности за продолжение и умножение славных боевых и трудовых традиций тех, кто принес нашей Родине Великую Победу.

Был составлен конкретный план работы.  Для реализации этого плана:

1.   Ведется работа по составлению военных страниц семейных историй;

2.   Ведется работа тимуровского движения: сбор сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в микрорайоне школы; посещение их на дому, составление альбомов по результатам их работы;

3.   Ведется поисковая работа, организуются записи воспоминаний ветеранов войны и участников трудового фронта.

4.    Обновляем экспозиции музея.

5.    Пишем творческие работы, сочинения, стихи, песни, посвященные Великой Победе;

6.    Оформление стенда «Поклонимся великим тем годам!»

7.    Проведение школьного фестиваля, посвященного 70-летию Победы;

8.    Выставка художественно-прикладного искусства.

9.    Классные часы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Песни военных лет».

 

 

.

 

 

 

 

 

Положение о статусе школьного музея

1. Общее положение.

  Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов- источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.

2. Цели и задачи.

  Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско - патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

3. Организация музея.

   Открытие музея оформляется изданием приказа руководителя образовательного учреждения по представлению иницативной рабочей группы.

   Музей организуется в образовательных учреждениях на основе систематической работы постоянного актива учащихся, воспитанников и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

   Музей является составляющей частью школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Организация музея идет по двум направлениям:

1.   Организация детского музейного актива, поисково-исследовательская, экскурсионно- просветительская работа с детьми и взрослыми, взаимодействие с государственными музеями, педагогической, родительской, ветеранской общественностью.

2.    Материально- техническое обеспечение текущей деятельности музея: работа с фондами, оформление экспозиций, учет посещаемости и экскурсионной работы в музее, оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги. Инвентарная книга пронумеровывается, прошивается и вносится в номенклатуру дел школы под соответствующим номером с указанием сроков хранения (постоянно)

4.    Содержание и оформление работы.

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач, в органическом единстве с организацией воспитывающей деятельности и дополнительным образованием детей, проводимой школой совместно с детскими и юношескими организациями, объединениями:

пополняет фонды музея путем организации походов, экспедиций, исследований учащихся, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями;

проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематики;

изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

осуществляет создание экспозиции;

проводит экскурсии для учащихся, родителей,  учреждений;

оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;

принимает активное участие в выполнении организаций, ведомств, государственных музеев соответствующих профиля музею заданий, военных комиссариатов.  

В целях улучшения организации работы постоянного актива в музее создаются секции (их число, состав и функции устанавливаются общим собранием музея).

     5. Учет и хранение фондов.

    Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.

    Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии)

     Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, подлежат включению в состав музейного учета и учитываются в инвентарной книге краеведческого музея.

     Школьные музеи обязаны ежегодно извещать государственный музей РТ обо всех поступлениях подлинных памятников.

     Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение в республиканский музей РТ, который взамен подлинника должен изготовить школьному музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представляемого материала. Акт передачи является своеобразной положительной оценкой деятельности школьного музея.

    В случае прекращения деятельности школьного музея все подлинные материалы, имеющие большую ценность, должны быть переданы в Государственный музей. 

     6. Руководство работой музея.

     Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием, активом музея.

     Совет музея разрабатывает план работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками промышленного и сельского хозяйства, деятелями науки, культуры, искусства; осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива.

     Направляет и осуществляет педагогическое руководство школьного музея и его совета заместитель директора школы по воспитательной работе.

В помощь музею могут создаваться советы содействия школьному музею.

В совет содействия входят учителя, представители шефских организаций, родители. Совет содействия оказывает помощь учащимся-активистам школьного музея в работе, а также способствует установлению связей с научными организациями, государственными музеями.

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.05.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения