Профстандарт

 

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа посёлка Муслюмово железнодорожной станции"

Мы рады видеть Вас на нашем сайте!

Профстандарт

 

 

 

Профстандарт педагога

Информационное сопровождение введения профстандартов

С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

1.     Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

2.     Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

3.     Инструмента роста качества российского образования.

4.     Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

5.     Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

1.     Общепользовательская.

2.     Общепедагогическая.

3.     Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

·         Работа с одаренными учащимися.

·         Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

·         Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

·         Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

·         Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Цель применения

·         Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

·         Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

·         Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

·         Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

1.     Общие сведения.

2.     Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3.     Характеристика обобщенных трудовых функций.

4.     Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

·         обучение;

·         воспитательную работу;

·         развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

·         профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

·         профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

·         профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;

·         профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

·         профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

1.     Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, пед.советы)

2.     Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте МКОУ «СОШ пос.Муслюмово ж-д.ст.»

Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах

1ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов

1.     Проведение информационного совещания администрации МКОУ «СОШ пос.Муслюмово ж-д.ст» по применению профстандартов

2.     Формирование рабочей группы по внедрению профстандартов

3.     Утверждение состава рабочей группы

4.     Разработка плана внедрения профстандартов с установленными сроками отчетов

Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.

Состав рабочей группы

·         Директор

·         Заместитель директора по УВР, ВР и АХЧ

·         Представитель профсоюза

·         Руководители методических объединений

·         Учителя

·         Социальный педагог

·         Секретарь учебной части

Порядок формирования и деятельность рабочей группы

1.     Рабочая группа разрабатывает пошаговый план внедрения профессиональных стандартов

2.     В плане указаны мероприятия, которые необходимо сделать, сроки выполнения, результат и ответственные за мероприятия

3.     Знакомство рабочей группы с законодательной базой внедрения профессиональных стандартов (проведение инструктивных совещаний, семинаров)

4.     Реализация мероприятий, предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов, предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной информации.

В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:

·         формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

·         ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных организаций;

·         информирование педагогических работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных правовых актах;

·         своевременное информирование о сроках проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих кадров.

2 ШАГ

 Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах

1.     Составление списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам деятельности в образовательной организации (Источник – Реестр профессиональных стандартов. Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)

2.     Отслеживание корректировок профессиональных стандартов

3ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций

1.     Сверка наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей из профстандартов и квалификационных справочников

2.     Проверка должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.

4ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта

Проверка данных по конкретными работникам:

·         насколько базовые требования(образование и опыт работы) соответствуют требованиям профессионального стандарта

·         насколько знания и умения работника соответствуют требованиям профессионального стандарта (результаты аттестации педагогов)

Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:

·         Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.

·         Уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.

·         Третий уровень – уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам.

·         Четвертый уровень – педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.

В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.

Специалист должен:

·         Иметь в/о. Преподавателям, имеющим среднеспециальное образование и осуществляющим свою деятельность в ДОУ и начальной школе, необходимо создать условия для обучения в вузе без отрыва от работы. Демонстрировать знания по предмету и программе.

·         Уметь планировать и проводить уроки, анализировать их.

·         Владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика, лабораторные опыты и пр.).

·         Применять специальные подходы для включения в процесс всех детей. Давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля. Владеть компетенциями ИКТ.

Воспитательный процесс

В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.

Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.

Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.

Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями. 

 

1.Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Нормативный правовой акт утвердивший проф.стандарт: зарегистрировано в МИНЮСТЕ России 06.12.2013г 330550

2.Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Нормативный правовой акт утвердивший проф.стандарт: зарегистрировано в МИНЮСТЕ России 28.08.2018г. № 52016

3. Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Нормативный правовой акт утвердивший проф.стандарт: зарегистрировано в МИНЮСТЕ России 17.01.2019г. № 53396

4.Специалист в области воспитания

Нормативный правовой акт утвердивший проф.стандарт: зарегистрировано в МИНЮСТЕ России 26.01.2017г №45406

 

Дата последнего обновления страницы 12.05.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения